ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ
Третий класс является переломным в
жизни младшего школьника. Многие учителя
отмечают, что именно с третьего года обучения
дети начинают действительно осознанно
относиться к учению, проявлять активный интерес
к познанию.
Это во многом связано с теми
значительными изменениями, которые происходят в
общем интеллектуальном развитии детей в данный
период. Психологические исследования
показывают, что между вторым и третьим классами
происходит "скачок" в умственном развитии
учащихся. Именно на этом этапе обучения
происходит активное усвоение и развитие
мыслительных операций, более интенсивное
развитие получает вербальное мышление, то есть
мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся
основанием для дальнейшего развития других
познавательных процессов: восприятия, внимания,
памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин
так писал об особенностях развития младших
школьников: "Память в этом возрасте становится
мыслящей, а восприятие – думающим".
Активно развивается и способность
ребенка произвольно управлять своими
психическими процессами, он учится владеть своим
вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном
развитии третьеклассников должны быть активно
использованы в развивающей работе с детьми. В
беседе с родителями психологу важно подчеркнуть,
что именно они могут оказать существенную помощь
в проведении такой работы, направленной на
реализацию значительных потенциальных
возможностей детей этого возраста.
Хорошо развитые свойства внимания
и его организованность являются факторами,
непосредственно определяющими успешность
обучения в младшем школьном возрасте. Как
правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие
показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают,
что различные свойства внимания вносят
неодинаковый "вклад" в успешность обучения
по разным школьным предметам. Так, при овладении
математикой ведущая роль принадлежит объему
внимания; успешность усвоения русского языка
связана с распределением внимания, а обучение
чтению – с устойчивостью внимания. Таким
образом, развивая различные свойства внимания,
можно повысить успеваемость школьников по
разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что
разные свойства внимания поддаются развитию в
неодинаковой степени. Наименее подвержен
влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1
раза – увеличивается на протяжении младшего
школьного возраста). В то же время такие свойства
внимания, как распределение, переключение и
устойчивость, можно и нужно у ребенка
тренировать.
Для успешности в учебе необходимо
также развивать память младших школьников.
Наиболее распространенный прием
запоминания у младших школьников – многократное
повторение, обеспечивающее механическое
заучивание. Однако при возрастающем объеме
учебного материала он перестает себя
оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети
начинают испытывать потребность в качественно
иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших
школьников связано в первую очередь с
приобретением и усвоением таких способов и
стратегий запоминания, в основе которых лежит
организация запоминаемого материала. Приемы
смыслового запоминания, логическая память
требуют специальных усилий по своему
формированию.
Основой логической памяти является
использование мыслительных процессов в качестве
опоры, средства запоминания. Такая память
основана на понимании.
В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н.
Толстого: "Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилием мысли, а не одной
памятью".
В качестве мыслительных приемов
запоминания могут быть использованы выделение
смысловых опор, классификация, составление плана
и др.
Целесообразно продемонстрировать
детям и различные мнемотехнические приемы, а
также раскрыть возможности письменной речи как
средства запоминания.
Для того чтобы умственное действие
могло быть использовано в качестве опоры для
запоминания, само это действие должно быть
первоначально сформировано. Например, прежде чем
использовать прием классификации для
запоминания какого-либо материала, необходимо
овладеть классификацией как самостоятельным
умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе
с детьми принадлежит развитию их
мыслительных способностей. Основное
внимание должно быть уделено обучению элементам
логического мышления: выделению различных
признаков предметов, сравнению, нахождению
общего и различного, классификации, умению
давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления
детей, родителям необходимо учитывать их
индивидуальные особенности (склад ума,
познавательный стиль, темп мыслительной
деятельности, обучаемость и пр.). При этом не
следует забывать и о качественном своеобразии
мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие
вербального, понятийного мышления, большинство
детей примерно до 10 лет относится не к
мыслительному типу, а к художественному. Поэтому
целенаправленное развитие понятийного мышления
следует сочетать с не менее целенаправленным
совершенствованием образного мышления и уделять
внимание развитию детского воображения.
Теперь обратимся к такой важной
проблеме, как развитие у школьников интереса
к чтению. "Люди перестают мыслить, когда
они перестают читать", – считал философ
Д.Дидро.
Как же помочь ребенку стать читателем?
К третьему классу у разных детей
складывается неодинаковое отношение к чтению
как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две
группы детей, демонстрирующие полярное
отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не
расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят
читать, делают это лишь по принуждению. Именно
вторая группа учащихся, как правило, вызывает
особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко
плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие
хорошо отработанного навыка чтения может
служить препятствием для свободного общения
ребенка с книгой. В этом случае следует уделить
особое внимание отработке технической стороны
чтения, которая, как и любой другой навык, требует
специальных усилий и времени для закрепления
умения и его совершенствования. Времени,
отведенного для этого на уроках чтения, очевидно
недостаточно. Для закрепления навыка чтения
ребенок нуждается в систематических, ежедневных
домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно
связано с общим речевым развитием ребенка,
поэтому в случае явных затруднений следует
обратиться за необходимыми рекомендациями к
логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами
детского чтения, утверждают: для улучшения
навыков чтения особенное значение имеет
эмоциональное состояние ребенка. Родителям
необходимо помнить, что ребенок, любимый ими
независимо от своих недостатков, получающий
эмоциональную поддержку взрослых, а значит,
уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни
было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники
владеют техникой чтения достаточно хорошо,
однако не являются активными и самостоятельными
читателями. Родители нередко сетуют на то, что
ребенок не проявляет большого интереса к книгам,
зато много времени проводит у телевизора или
компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама
по себе и не складывается в результате
принудительного общения с книгой. Насилие здесь
недопустимо. Любовь к чтению закладывается
годами, и первостепенное значение при этом имеет
отношение к чтению самих родителей. Любят ли в
семье читать? Есть ли в доме своя библиотека?
Часто ли ребенок видит родителей с книгой?
Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о
прочитанном? Следят ли родители за книжными
новинками, в том числе и в области детской
литературы?
Как правило, читать любят дети
читающих родителей.
Советы родителям
Если родители всерьез обеспокоены
недостаточно заинтересованным отношением
ребенка к чтению, им могут пригодиться советы
американского психолога В.Уильямса. Вот
некоторые из них.
* Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
* Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте,
смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
* Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
* Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
* На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс
ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
* Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
* В доме должна быть детская библиотечка.
* Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то
прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических
путешествиях).
* Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
* По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
* Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
* Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
* Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
* Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
* Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже
гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети читают все что
угодно!
* Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения:
тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
* Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.
Елена ДАНИЛОВА,
канд. психологических наук,
ведущий научный сотрудник Психологического
института РАО,
г. Москва
|