Социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными
и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих.
Я нередко говорю детям, которые не могут справиться со своими эмоциями: "Все
чувства нормальны, важно не чувство, а то, что ты с ним делаешь”. Я объясняю
им, что, хотя мы считаем некоторые чувства положительными (например, радость,
гордость и т. д.), а другие - отрицательными (скажем, тревогу, чувство вины,
страх, замешательство и т. д.), но у нас всегда есть выбор, как именно их
выразить. Кроме того, я объясняют детям, что люди делятся на тех, кто позволяет
чувствам управлять собой, и на тех, кто сам управляет своими чувствами.
Дети (и взрослые), у которых нелады с душевным здоровьем, не понимают, что
наделены властью над собственными эмоциями. Именно поэтому они и обращаются за
советом к нам, психологам. Но ребенок, который пользуется социальным успехом,
умеет контролировать и положительные, и отрицательные эмоции. Если такой
ребенок сердится на друга, который его обидел, он способен спокойно обсудить
происходящее, выбирая выражения так, чтобы не ухудшить ситуацию. Если такой
ребенок счастлив и доволен, например получил пятерку, он проникнется гордостью
и другими положительными эмоциями, но будет иметь в виду, что слишком бурный
энтузиазм окружающие воспримут как хвастовство.
Источник: Лоренс Шапиро "Секретный язык детей. Детский язык жестов,
снов, рисунков”.
|