Детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что
они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим,
умеют действовать в команде.
Ни для кого не секрет, что взрослые обожают добрых, послушных и чутких детей.
Но и сами дети ценят в сверстниках те же качества. Дети начинают сочувствовать
окружающим с младенчества: уже в 9 месяцев большинство детей проявляют
беспокойство и огорчение, если видят рядом плачущего ребенка. Между годом и
двумя ребенок, как правило, старается помочь сверстнику, которому плохо,
привлекая внимание взрослых или пытаясь утешить расстроенного товарища. По мере
того как ребенок подрастает, он все больше начинает проявлять склонность к
заботе об окружающих; особенно она усиливается в дошкольном и младшем школьном
возрасте, когда ребенок уже успевает научиться лучше понимать потребности
других и осознает, что готовность помочь и выказать сочувствие позволяет
приобрести социальное признание.
Если ребенку постарше не удается помочь кому-то другому, это вовсе не
обязательно означает, что он недостаточно сострадателен по сравнению со
сверстниками, – скорее он сомневается, что сможет помочь правильно и что его
помощь будет принята, боится, что сверстник, которому он хочет помочь,
отвергнет его усилия. Некоторые дети не помогают окружающим, потому что боятся,
что попадут в какое-нибудь затруднение или неловкое положение и в конце концов
сделают что-нибудь не так. А вот популярные дети, напротив, не только знают,
что помогать другим очень важно, но и постоянно делают это.
Хотя существует распространенное мнение, будто девочки более сострадательны и
склонны помочь, чем мальчики, исследования показывают, что на самом деле
склонность детей помогать окружающим почти не зависит от пола. В этом смысле
разница между мальчиками и девочками проявляется скорее, в том, как именно они
оказывают помощь: девочки больше склонны оказывать психологическую помощь,
утешать и успокаивать, а мальчики – оказывать физическую помощь: например,
отыскать взрослого, если какой-то ребенок поранился или ушибся, или поделиться
чем-то, чтобы подбодрить другого.
Исследования предполагают, что самые популярные и социально адаптированные дети
– как правило, и самые щедрые, заботливые и чуткие. Бывают дети, которые
отличаются таким альтруизмом, что выходят далеко за рамки наших традиционных
представлений о популярности и признании сверстников и становятся ярким
примером, вдохновляющим и детей, и взрослых.
Давайте посмотрим на Барбару: эта тринадцатилетняя девочка готовилась к
бат-мицве, рубежу достижения совершеннолетия в иудаизме, который обычно
отмечается праздниками и подарками. Но Барбара не пожелала ни праздника в свою
честь, ни подарков по торжественному случаю. Она попросила родителей
пожертвовать деньги, предназначенные на праздник, специальной школе для детей,
страдающих аутизмом. Девочка собственноручно написала приглашения всем друзьям
прийти на вечеринку к ней домой, в которых просила принести консервы для
местной благотворительной кухни для нуждающихся, – вместо того, чтобы дарить ей
подарки. В ответ на Барбару, что неудивительно, обрушилось всеобщее горячее
обожание.
Увы, но дети, подобные Барбаре, – скорее редкое исключение из правил. Мы живем
в эпоху, когда поп-культура пропагандирует эгоцентрические ценности и
материализм, и многие родители спрашивают меня, как научить ребенка проявлять
больше заботы и сочувствия к окружающим. Я отвечают так: прежде всего, сведите
к минимуму разрушительное воздействие поп-культуры на сознание детей. Почаще
выключайте телевизор, а когда он включен, отслеживайте и строго контролируйте,
что именно смотрят дети. Запретите им любые компьютерные игры с элементами
насилия и объясните, почему это вредное и дурное развлечение. Детям необходимо
знать, что в мире постоянно и непрерывно происходит реальное насилие, и это –
не сюжет для игры. Кроме того, детям нужно доходчиво и убедительно объяснить,
что такое психологическое давление вездесущей рекламы, которая навязывает им
ложные ценности и внушает, будто ты станешь счастливее, если купишь вот эту
пару супермодных джинсов или еще один компакт-диск.
Следующим шагом замените все источники отрицательного влияния на ребенка
положительными. Создайте в семье культуру заботы, альтруизма, сострадания,
доброты, самоотверженности. Помогите ребенку осознать, что маленькие добрые
дела и проявления заботы глобально изменят его жизнь и жизнь окружающих. Не жалейте
времени на то, чтобы ежедневно поощрять ребенка быть заботливым, чутким,
сострадательным, – и вы поспособствуете его эмоциональному и социальному
развитию.
Источник: Лоренс Шапиро "Секретный язык детей. Детский язык жестов,
снов, рисунков”.
|